ИСТОКИ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛ-АНАРХИЗМА



О неизвестные страницы махновського национализма и петлюривського анархизму.

Привычным критерием отношения человека к национальному возрождению считается позиция, которую она занимает по отношению к строительству национального государства. Но в Украине получил развитие и другой вариант национального движения, который был привержен к другому принципа организации общества - анархистського, в первую очередь связан с опытом махновского движения. Несмотря на свою проанархистську идеологию, махновци довольно быстро зорганизувалися в военизированную аграрную республику с многочисленным населением и вооруженными силами, и начали проводить на территории Украины вполне независимую политику.

В Украине 1917-1923 годов воедино сплелись элементы революции, гражданской войны и национально-освободительного движения. Главным их положительным результатом, для украинцев, стало достижение определенного уровня национального самосознания, самовидчуття нации. Отношение к украинцам как к отдельной нации распространилось и среди мирового сообщества, несмотря на то, что территория Украины продолжала оставаться разорван между владениями нескольких государств.

Махновской идеологию, даже за широкого использования русского языка и лозунгов интернационализму, никоим образом нельзя считать антиукраинской. В среде повстанческой армии, в условиях боев и походов формировался "украинский анархизм" - национальная форма учения основана на взаимопроникновение идей теоретического анархизму, народного мировоззрения и запорожских традиций. Крестьяне видели в махновской движении возрождения народных общественных институтов и форм управления казацких времен. Географическая территория и преемственность поколений основной массы его участников дополнительно подтверждают этот тезис.

Самостоятельно развиваясь государственный и проанархистський национальные движения с самого начала были враждебно настроены друг к другу, видя у соседей идеологического конкурента в овладении украинскими массами. Претензии украинских державникив на монополию политической репрезентации Украины общеизвестны. В свою очередь Нестор Махно называл ход развития возглавляемого им движения не иначе как "Украинской революцией", а полтавская газета «анархист-повстанець», в частности, писала: «В чем спасение украинской нации? Каков идейный движение действительно спасет украинскую нацию, ее свободу и независимость? Ответ понятна. Сам народ уже давно понял, что единственный его рятунок в анархизми, в безвладний трудовой федерации, которая является единственной свободной независимой организацией, которая обязана привести нацию к долгожданной свободы и процветания украинского народа ".

Согласно определению известного историка анархизму М. Неттлау "анархист представляют собой Полярную противоположность по отношению к националистов". Первые стремятся к разрушения государства, вторые в ее построения. Но в Украине эти течения политической мысли не упали в свои крайние проявления и догматизм, что сделало возможным поиск взаимопонимания. В сентябре 1919 г. было подписано соглашение Украинской Народной Республики (УНР) с Революционной Повстанческой Армией Украины / махновцив / (РПАУ / м /). События, имевшие место в окрестностях Умани были одним из ключевых моментов ( "точкой бифуркации" новейшей истории Украины, когда она могла кардинально изменить свой ход, и, что немаловажно, к лучшему.

Существующая историография махновской-петлюривського альянса крайне незначительна и содержит, в основном, трактовка событий изложенное непосредственными сторонами договора. Объясняя суть минувших событий и, в значительной степени, виправдовуючись, стороны, что вполне понятно для политиков, представляли дело не как политический провал, который символизировал раскол национально-освободительного движения, а как события периферийное, не имели заметного исторического веса. Подобный подход способствовал утверждению этого взгляда и в современной историографии, которая не уделяет особого значения этим событиям ни в истории украинских повстанцев, ни в истории УНР, хотя у них были непосредственно задействованы их лидеры - Отец революционных повстанцев Нестор Махно и Главный атаман войск УНР Симон Петлюра .

Умолчанию событий способствовали дальнейшие тенденциозно отношения сторон. Как говорил в свое время Фотий Мелешко, вклад Н. Махно в дело украинской революции таков, что лучшее, что может сделать настоящий патриот, по отношению к нему, это проигнорировать его. Подобная точка зрения стала доминирующей. В тритомний труда Д. Дорошенко "История Украины. 1917-1923 г.г. ", где упоминаются даже врачи иностранных посольств, вы, при всем желании, не найдете даже слова о Н. Махно. Традиции подобного подхода не изжить и до сегодня. Попытки Н. Махно направить национально-освободительное движение в русло анархизму оцениваются историками-государственник исходя из классического восприятия религиозной ереси: "Неправильно верить более вредно чем не верить вообще". В свою очередь Махновський движение в значительной степени было представлено общественности книгами неукраинского анархистов - россиянина П. Аршинова (Марина) и еврея В. Волин (Ейхенбаума), представляют собой классический пример пренебрежения национальным вопросом. В книге П. Аршинова не упоминается даже об использовании повстанцами родного языка.

Военный корреспондент СС, посетивший расположение РПАУ / м /, в будущем известный украинский писатель Мирослав Ирчан (Бабьюк) отмечал существование среди повстанцев двух неофициальных группировок ( "партий"): украинских патриотов и интернационалистов. "Первая группа постоянно растет. Армия имеет достаточно большой процент интеллигентов: врачей, учителей, учительок, но даже людей известных хорошо с предвоенные еще украинской литературы "- писал он впоследствии.

Наиболее инициативные патриоты, особенно интеллигенты, объединились в группу, которая пыталась окончательно вернуть махновской политику к национальной идее. С прибытием в лагерь армии Галины Кузьменко - жены Н. Махно, влияние группы значительно усилился. Кузьменко была учительницей украинского языка и литературы Гуляйпольского гимназии. Она пользовалась авторитетом среди махновцев как "матушка Галина" и занимала в РПАУ ряд ответственных должностей, в частности личного секретаря командующего. Большинство показаний определяют ее как последовательную украинскую патриотку. Х. Шпота вообще был от нее в восторге: "... молоденькая женщина необыкновенной красоты с университетской образованием. Она истинная украинка, очень умная, самостийницьких взглядов ". Правда в 1927 г., вопреки всему, Н. Махно заявил, что жена даже не пыталась вернуть его в "национализм".

Тогда же, петлюривець Ф. Мелешко, с группой товарищей, оказался отрезан от основных сил армии УНР и получил записку от Г. Кузьменко. В ней петлюровцы приглашались на встречу с Н. Махно в его лагерь. При встрече Отец своеобразно пошутил, не боится времени Мелешко, так как распространяется слух будто Н. Махно убивает любого национально сознательного соотечественника, что попадает в его руки. Затем Ф. Мелешко с товарищами было предложено заниматься культурной работой, полагая что они будут служить посредниками в переговорах с С. Петлюрой, если до этого дойдет дело. А дело шло именно к этому.

Установка первого контакта с махновцямы взяли на себя представители петлюривських частей. Делегация прибыла как раз тогда, когда штаб РПАУ / м / заканчивал выработки положений будущего договора. В знак доброй воли Махновський штаб просил военную власть Умани принять в городские госпитали хотя бы важкопоранених махновцев.

В. Билаш отмечал, что некоторые члены делегации УНР носили старинный одежду и запорожские селедка. Это не было диковинкой и среди махновцев. Здесь тоже кое-где находились подвергнуть козакомании личности. Петлюровцы заявили о своем фактическом состоянии войны с Деникиным, и о нежелании военного столкновения с махновцямы. Как высказался по этому поводу старшина И. Калина: "Наш штаб счел целесообразным не препятствовать махновцям бить деникинцев. Услышав такое махновци захотели вступить в союз на основе "строгого взаимного военного нейтралитета". Делегаты республиканцев согласились принять это требование в качестве предварительной договоренности и пообещали помочь.

С расквартированного в Умани "сечевых стрельцов" в махновцив сложились вполне добрососедские отношения. Здесь встретились изгнанники родных краев: оккупированной поляками Галиции и захваченного деникинцямы Запорожья. Для личного знакомства с частями УГА в Умань приезжал Н. Махно. Приехал он из эскорта в несколько десятков кавалеристы и двумя пулемета на Тачанка. Разговаривал на русском языке. Официальная махновской делегация, кроме Отца включала еще четырех представителей штаба РПАУ / м / посетила штаб УСС. И. Калина описывает Н. Махно в Умани: "Сам" отец "мужчина крипко построен, среднего роста, в синий чумарци с зеленым поясом. Подавая мне руку сказал: "Отец Махно". Заметим что Н. Махно вирядився "по-украински" специально, обычно он в таких костюмах ходил разве что на разведку, в официальном общении одягаючись или по-военному, или под "анархиста", в зависимости от обстоятельств. Сохранилась совместная фотография махновской и "сечевых" кавалеристы. Махновци называли галичан "золоторукавчикамы", по аналогии с "золотопогонникамы", но без особой злости. Сечевые "старшины" видгукувалися о махновцив, как о людях наделенных размахом и отвагой, хотя и склонных к криминала.

20 сентября 1919 г. на станции Жмеринка было подписано соглашение. Со стороны УНР главным атаманом С. Петлюрой и командующим киевской группой войск, генералом Ю. Тютюнник. Со стороны РПАУ / м / армейским казначеем и "дипломатом" А. Чубенко и заведующим культурно-просветительским отделом ВРР РПАУ / м / В. Волин. Верный традициям недоверия, Н. Махно на подписание договора не приехал.

Мероприятия, которые своеобразно скриплялы соглашение пытались обрядиты в праздничную форму. На площади все время играл Махновський оркестр. Играл всю революционную музыку подряд, даже "Интернационал", который вполне логично было считать враждебным гимном.

22 сентября 1919 г. состоялось заседание кабинета народных министров УНР на котором С. Петлюра выступил с докладом "О положении на деникинському фронте. После ее обсуждения правительство Директории принял решение "о необходимости объединения всех украинских национальных сил для решительной борьбы против оккупации войсками Деникина территории Украины". Это постановление можно считать косвенной ратификацией правительством УНР союза с махновцямы и признанием последних "украинской национальной силой" кстати тоже.

На сегодняшний день возможна только приближена реконструкция основных положений соглашения. Г. Кузьменко в старости вспоминала, «что договор ... о перемирии заключался, чтобы ... не пролитие украинской крови". Обе стороны сохраняли полную самостоятельность основанную на принципе "военного нейтралитета" - говорит П. Аршинов. "Оба стороны обязывались вести борьбу с генералом Деникиным" - сообщает В. Билаш, "до полного уничтожения белых" - добавляет большевистское донесения. НЕ ссылаясь на первоисточник профессор В. Дубровский уверяет, что в случае победы УНР обязывалась выделить махновцям территорию для строительства "вольного советского строя".

РПАУ / м /, как оказывается, была приписана к войск УНР в одностороннем порядке. Саму ее об этом, похоже, никто даже не сообщил, либо не успел этого сделать. На бумагах армия Н. Махно входила в Центральной армейской группы генерала А. Кравса.

Южноукраинск крестьяне называли описанный выше союз "свайбою Махно и Петлюры. В этой простой метафоры есть двойное дно. Н. Махно и "Махновщина" конечно же, были на этой свадьбе невестой. Махно не раз уже приходилось быть невестой, когда его партизаны во время вступления в населенные пункты имитировали свадебный кортеж. Он даже венчался в церкви в этом качестве. И все эти свадьбы заканчивались плохо для окружающих врагов. Но свадьбы на высшем уровне закончилось плохо и для молодых по причине их слишком короткого супружеской жизни.

11 августа 1934 г. львовская газета "Гражданский голос" после сообщения о смерти Н. Махно придавало: "Махно проявил большие стратегические возможности и когда бы присоединился к общей украинской освободительной борьбы то кто знает, Украина была бы сегодня свободным и независимым государством".


Bratstvo.info




Hosted by uCoz